РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РУССКИЙ СТУДЕНТ.
Валерий ГОЛУБЕВ,
"Большевистская правда".
Обыскивая при арестах неблагонадежных молодых людей и бунтовщиков, полиция осенью 1903 года по всей стране обнаруживала крамольные брошюры, изданные студен-тами Московского университета. То были "Задачи революционной молодежи". Текст за-дач по просьбе редакции газеты "Студент" написал малоизвестный литератор Н. Ленин.
Миновало столетие. Чрезвычайно интересно теперь всмотреться в "портрет русского студенчества" начала ХХ века.
Во-первых, для него характерна высокая цель, поставленная не профессорами, а пи-сателями и журналистами - властителями дум.
Во-вторых, все они, "молодые буревестники", были, конечно же, очень разные. Вы-делялась среди них относительно спокойная, инертная часть, которую раздраженно и не-справедливо именовали "равнодушной толпой". Оценка исходила от активных общест-венников, среди которых были так называемые "академисты" и собственно "политики". Академисты работали исключительно на академической почве. Независимо держались решительные противники организованных студенческих выступлений. Члены революци-онных политических партий боролись за свержение царского деспотизма. Редакция "Сту-дента" характеризовала "политиков" так: "Эта группа, в свою очередь, состоит из двух противоположных элементов - из чисто буржуазной политической оппозиции, револю-ционно настроенной, и социалистически настроенного революционного интеллигентного пролетариата".
Интеллигентный пролетариат - это хорошо известные нам по школьным учебникам социалисты-революционеры (эсеры) и социал-демократы (эсдеки). Породило такую рас-становку сил русское революционное общество. Оно тоже раскололось тогда на "равно-душную толпу", на "культурников" (вспомним старшую сестру Волчанинову из "Дома с мезонином" А. Чехова), на реакционеров-консерваторов и на "политиков" - либералов, эсеров, эсдеков и других. Среди "культурников", как и среди студентов-"академистов", встречались незаурядные, высокоталантливые личности, прославившие Отечество своими успехами на научном поприще, в искусстве, в художественной литературе, в издательском деле. Они же составляли и широкое основание либерализма.
А у русского либерала есть две отличительные особенности. Во-первых, даже когда он выступает перед публикой совершенно свободно, с прямым и открытым осуждением того или иного тоталитарного режима, все-таки остается фигурой верноподданной. Вторая его особенность точно подмечена и заклеймена Тютчевым: "Напрасный труд - нет, их не вразумишь, - чем либеральней, тем они пошлее, цивилизация для них фетиш, но недос-тупна им ее идея". Не слуги просвещения, а холопы, - так поэт охарактеризовал либе-ральных демократов.
Политические группировки русского студенчества полностью соответствовали поли-тическим группировкам русского общества. В категории "реакционеры", например, своим экстремизмом отличались шовинисты, организаторы погромов ежегодно в день Михаила Архангела. Участниками погромов оказались студенты и семинаристы:
Таково же состояние политических симпатий и антипатий в наши дни. Студенты разделены на "равнодушную толпу", на "академистов" или "культурников", на реши-тельных "противников всякой политики" и на активных, сознательных политиков - чле-нов политических партий и общественных фронтов. У нас в Орле есть члены народно-патриотических сил, коммунисты и социалисты, есть либеральные и конституционные демократы, есть махровые, густопсовые, патологически злобные русофобы, ксенофобы, есть убежденные монархисты и т.д.
Газету "Студент", издававшуюся для русской интеллигенции сто лет назад, читали русскоязычные студенты многих европейских стран. Она была родником, питавшим пол-новодную реку студенческого революционного энтузиазма того времени. Ничего подоб-ного сейчас у нас нет. Очевидно, есть люди, замыкающие студентов в узкоцеховые инте-ресы, в деятельность конъюнктурного рыночного толка на первобытно-капиталистической основе. Они ориентируют молодежь на крутой бизнес космополитиче-ского размаха, выращивают "крепких дельцов". Но не пополнится ли таким образом ар-мия тех, о ком Тютчев сказал: "Не слуги просвещенья, а холопы"? И не слишком ли много в России разведется низкопоклонствующих перед "фетишем западной цивилизации"?